Дамское седло для лошади

Дамское седло для лошади

Дамское седло — часть экипировки снаряжения для верховой езды. Главное отличие дамского седла от обыкновенного это наличие двух передних лук с левой стороны. Левая верхняя лука — для обхвата правой ногой, нижняя — для упора левой в случаях необходимости.

Содержание

Конструкция и характеристики [ править | править код ]

Средний вес моделей старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) составлял около 9-13 кг. Современные же мастера-шорники в своей работе применяют более легкие материалы — твердую пластмассу для изготовления ленчика и синтетический наполнитель. Вес такого седла около 5-6 кг. Поверхность сиденья дамского седла прямая широкая. Длина соответствует длине бедра всадника. Ширина седла подбирается таким образом, чтобы всадница не свешивалась ни на одну из сторон. Седельная подушка приподнимает дамское седло на 8-13 см над спиной лошади. Всадница сидит дальше от центра тяжести лошади, по сравнению с обычным всадником, что делает такую посадку более безопасной в экстренных случаях. Стремя у дамского седла короткое. Если у седла нет механизма быстрого высвобождения путлища из замка, то используется «безопасное» стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении. Для дамского седла используется основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, балансировочная, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для того чтобы избежать возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. Иногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.

Посадка всадника [ править | править код ]

«10 золотых правил» посадки в дамском седле

  1. Сидя в боковом седле, распределяйте вес на правом бедре.
  2. Правая нога должна свободно располагаться на верхней луке. Расстояние от верхней луки до места под коленкой должно быть не менее 2 см.
  3. Левое бедро должно быть выдвинуто вперёд так, чтобы за ним всё тело подалось вперёд, это даст возможность распределить вес на правом бедре.
  4. Держать плечи развёрнуто и прямо, не сгибаться в талии.
  5. Спину держать прямо, затылок стремится вверх.
  6. Левая пятка опущена вниз, а левое колено прижато к седлу.
  7. Не опускать подбородок вниз, смотреть прямо перед собой.
  8. Стремя требуется только для отдыха левой ноги, не переносить в него вес тела.
  9. Балансировать на правом бедре и не сжимать луки седла коленями.
  10. Кисти рук держать свободно, а локти прижать к талии.

Экипировка [ править | править код ]

Основные составляющие костюма: жилетка, галстук, рубашка, пиджак с фалдами, передник, бриджи и сапоги. Головные уборы: шляпа — котелок для охоты, каска для конкура и для детей, цилиндр для выездки. Цилиндр обязательно с вуалью и шиньон для обладательниц длинных волос. По классификации British Side-Saddle Association существует пять видов костюмов для дамской верховой езды: для выступлений по выездке, для выступлений по конкуру, для охоты, для взрослых и для подростков.

История [ править | править код ]

Первые дамские седла сильно отличались от современных образцов. К сиденью-подушке крепился приступок, на которую всадница могла поставить ноги. Активная езда в таком седле была опасна и всадницу сопровождал мужчина, ведущий лошадь под уздцы. В 1382 году Анна Богемская, жена Ричарда II привносит изменения в посадке. Корпус дамы разворачивается параллельно плечам лошади, что обеспечивает большую безопасность и больший контроль над лошадью. После изменения посадки вносятся изменения и в конструкцию седла — это первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Вторая же верхняя лука была разработана во Франции в 1580-х годах, во времена Екатерины Медичи, страстной поклонницы охоты и верховой езды. В таком седле всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной. В 1770 и 1803 годах появляются первые книги о дамской езде. В 1830 году француз Шарль Пелье дорабатывает нижнюю луку сделав её подвижной, повторяющей изгиб левой ноги всадницы. Этот механизм позволил легче преодолевать препятствия в дамском седле. Усовершенствование придало дамскому седлу его сегодняшний вид и высокую степень безопасности. В 1870 году появилась балансировочная подпруга обеспечивающая большую устойчивость седла, безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. К середине XIX века с появлением среднего класса верховая езда становится популярным увлечением. В это же время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел. После Второй мировой войны женское движение за равноправие привело к тому, что дамы, желавшие отличаться от мужчин и в верховой езде, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве. Сегодня дамская верховая езда переживает своё второе рождение, а в Великобритании находится на подъёме. Английская королева Елизавета II до недавних пор принимала все официальные конные парады в дамском седле.

Упряжь необходима для удобства всадника при езде верхом на лошади. Археологи утверждают, что первое седло принадлежало кочевым скифским племенам и было придумано несколько тысяч лет назад. Оно представляло собой кусок войлока или шкуры, закрепленный на спине животного ремнями. Стремена появились много позже. Сегодня существуют десятки разных конструкций для спорта, неспешных прогулок, туризма, охоты.

Читайте также:  Голяшка запеченная в духовке в фольге

Из чего состоит седло

Все части седла точно подогнаны и соответствуют строению спины животного. Стандартная конструкция включает в себя:

  • жесткий каркас (ленчик), который сооружают из древесины твердых пород, стекловолокна или металла;
  • сидение (сидушка) — место посадки всадника;
  • лука (передняя и задняя) — приподнятые части каркаса, которые позволяют всаднику прочнее сидеть в седле;
  • крылья — кожаные части, закрывающие пряжки, которыми крепятся подпруга и стремена;
  • подпруга — ремень, охватывающий тело лошади, с его помощью седло удерживается на спине;
  • приструги — ремни, на которых висят стремена;
  • стремена — металлические приспособления для упора ног всадника;
  • подушка — кожаный мешок, набитый опилками или шерстью, служит для защиты спины животного по время езды.

Такое строение седла сложилось за долгие годы использования лошадей как транспортного средства. Приспособления имеют разные размеры и подбираются для коня индивидуально.

Виды седел

В зависимости от целей всадника, седло для лошади может иметь разную форму и размер. Например:

  • Для скачек используют облегченные, без лишних деталей.
  • Пастушьи (вестерн) отличаются удобством посадки для всадника, которому приходится целый день проводить на лошади верхом. Высокие луки удобны для наматывания аркана и подвешивания мешка с провизией.
  • Охотничья упряжь снабжена чехлом для ружья, сумками для патронов, дичи.

Кавалерийское строевое

Изделие относится к военному снаряжению, отличается прочностью и удобством. Кавалерийское седло имеет деревянный или металлический каркас, который равномерно распределяет вес всадника по спине коня. Оно весит 8–11 кг, покрыто грубой износостойкой кожей. Конструкция предусматривает крепление сумок и чехла для оружия. Общий вес, который можно дополнительно навесить на строевое седло, составляет 25–30 кг.

Амуниция рассчитана на длительные переходы продолжительностью 6–7 ч.

Казачье

Особенности ведения конного боя казаками наложили отпечаток на строение упряжи. Посадка всадника в казачьем седле выше за счет подушек, которые крепятся к сидению. Стремена более широкие (устойчивые) на широких пристругах, позволяют казаку встать на них во время бега лошади.

Удобные рукоятки на луках помогают всаднику в джигитовке. Все казачьи седла оснащены кобурами для оружия и сумками для провизии.

Женское

В настоящее время дамское седло используется только на исторических реконструкциях и съемках фильмов. Посадка на нем неустойчивая и не позволяет развить большую скорость. Для спины коня смещение веса всадника на одну сторону не полезно.

Придумана эта конструкция в пору, когда дамы носили пышные и длинные платья. Сидеть женщине на лошади «по-мужски», обхватив спину животного ногами, считалось неприличным.

На упряжи присутствовало только одно стремя, а передних луки было две. Всадница садилась на коня боком, вставляя одну ногу в стремя, а вторую располагая между передними луками.

Конкурное

Одно из седел, предназначенных для спорта. От скакового отличается более крепкой конструкцией, так как испытывает большую нагрузку при прыжках лошади. Крылья большие, с утолщением. Они сконструированы так, чтобы препятствовать съезжанию ног всадника вперед при приземлении скакуна после прыжка.

Выездковое

Укороченная и мягкая конструкция позволяет наезднику ощущать максимальный контакт с животным. Выездковое седло помогает лошади чувствовать перенос веса тела человека в ту или иную сторону и в точности выполнять команды.

Посадка всадника — глубокая, ноги максимально охватывают бока коня.

Универсальное

Удобная конструкция универсального седла позволяет использовать его для конных прогулок, обучения верховой езде, любительского спорта. Вес этой разновидности упряжи составляет 5 кг. Приспособление среднего размера, с удобным и достаточно мягким сидением и крыльями с мягкой отделкой.

Скаковое

Самое легкое (не более 2 кг) из всей амуниции. Лишено лук и подушек, у него короткие приструги и маленькие крылья. Жокей во время скачки не сидит на лошади, а стоит на стременах, поэтому сидение плоское и не предназначено для обычной верховой езды.

Офицерское варшавское

Применяется в современной конной полиции, используется на парадах кавалерии. Седло имеет удобную глубокую посадку для всадника и снабжено вьючками, сумками и ремнями для крепления поклажи.

Ковбойское вестерн

Седло американских пастухов имеет существенные отличия от европейских конструкций. Оно большое и довольно тяжелое (до 15 кг). Характерно высокими передними и задними луками. За счет них человек глубоко и прочно сидит в седле. На луку можно повесить свернутое лассо и привязать конец веревки с заарканенным бычком.

Широкие стремена удобны и позволяют всаднику вставать на них во время бега лошади. Длинные кожаные накладки защищают ноги от колючих кустов.

Строение вестерн-седла диктует и манеру езды, свойственную американцам — наездник сидит в нем, как в кресле, слегка откинувшись назад. Управление животным осуществляется поводом, голосом и наклонами корпуса, шенкель задействован мало.

Троеборное

Снаряжение для спортивных соревнований, которые включают в себя кросс с преодолением препятствий. Конструкция строением практически полностью повторяет универсальную разновидность амуниции и может быть использовано для прогулок верхом.

Читайте также:  Новогодние украшения из полимерной глины мастер класс

Австралийское

Некий гибрид классического европейского седла и ковбойского. Удачно сочетает в себе удобство посадки всадника, небольшой вес и удобную конструкцию для спины животного.

Сидение напоминает кресло с мягкой спинкой, спереди устроены небольшие упоры для коленей. Один из самых удачных вариантов прогулочного седла.

Испанское

Облегченная интерпретация австралийской разновидности. Имеет высокий бортик сзади и небольшой спереди, вместо лук. Применяется в обучении верховой езде, любительском спорте.

Безленчиковое

Тренировочное седло, которое не имеет жесткой основы (ленчика). Изготавливается из кожи, дополняется специальными гелевыми накладками на спину животного. Используется для работы на лошадях с травмированной или слабой спиной.

Вьючное

Конструкция, предназначенная для крепления груза (вьюков, сумок) на спину лошади. Используется при переходах в горной местности, где невозможно прохождение повозки.

Ленчик вьючного седла изготавливается из прочной клееной древесины или металла, сверху обтягивается кожей и войлоком. На теле коня, для лучшего удерживания груза, амуниция крепится не одной подпругой, а двумя. Имеются шлея и нагрудник для исключения сползания вьюка при движении под наклоном.

Животное можно нагрузить весом в 90–130 кг, в зависимости от размера.

Как подобрать седло для лошади

Амуниция должна быть удобной и не причинять дискомфорта седоку и животному. Подбирая седло, следует определиться, для какого вида деятельности выбирают упряжь. Большинство любителей катаются для собственного удовольствия и занимаются азами конкура и выездки. Значит, выбирать нужно из таких разновидностей — универсальное, австралийское или классическое.

Лошади, как и люди, отличаются строением тела. Они бывают худыми и с широкой спиной, с низкой или высокой холкой и так далее. Все эти особенности необходимо учитывать при подборе упряжи. Лучший вариант — обратиться к ветеринару, чтобы подобрать правильную сбрую для питомца.

Размер снаряжения для лошади определяется расстоянием между полками ленчика (ширина седла), лежащими на спине животного. Чем шире спина коня, тем больше расстояние и размер. Амуниция правильного размера лежит на спине ровно и плотно, не топорщась.

Подбирают размер лошадиного седла по всаднику. Высокому человеку с длинными ногами будет комфортно на длинном сидении и со стременами, вынесенными немного вперед.

Подбор усложняется тем, что у разных производителей упряжи существуют свои шкалы размеров. Покупать амуницию без примерки не следует.

Иногда строение спины лошади не позволяет подобрать упряжь, которая села бы идеально. В этом случае применяют специальные гелевые накладки и корректоры. Подбором накладок должен заниматься специалист. Он проведет корректировку и подгонку упряжи не только на спокойно стоящем животном, но и в движении.

Любые потертости на шкуре лошади, не говоря уже о ссадинах, после работы под верхом, говорят о неправильно выбранной амуниции.

Как надеть седло на лошадь

Седловка проводится всадником или конюхом непосредственно перед началом занятий.

  1. На чистую спину лошади кладут корректирующие накладки (если требуется), накидывают потник или попону.
  2. Седло с закинутыми на сидение стременами и подпругой кладут на холку. Подходить к коню следует с левой стороны.
  3. Проверяют, не попал ли ремень подпруги или стремя под седло. Сдвигают его с холки на спину.
  4. Опускают подпруги и затягивают ремни так, чтобы между ремнем и телом животного проходил палец. Окончательная подтяжка подпруги производится после посадки всадника на коня.
  5. Опускаются и регулируются стремена. Длина висящего стремени регулируется индивидуально под седока. Измеряется по руке: расстояние от подмышки до костяшек пальцев (ладонь собрана в кулак) соответствует правильной длине стремени.

После окончания прогулки, спешившись, всадник ослабляет натяжение подпруги. Позволять животному низко опускать голову (пастись) с затянутой подпругой запрещено.

Как сделать седло для лошади своими руками

Смастерить качественное спортивное седло в домашних условиях невозможно. Для этого потребуются специальные инструменты и материалы: дерево, металл, натуральная кожа, ремни. Ошибки в построении пропорций ленчика могут привести к серьезным проблемам со здоровьем животного.

В специализированных магазинах представлены все существующие виды седел. Мастера-шорники при крупных конных заводах могут выполнить индивидуальный заказ на изготовление упряжи любой конфигурации.

Правильно выбранная упряжь для любимца позволит лошади сохранить здоровье, а седоку принесет массу удовольствия во время прогулок.

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Верховая езда – широко известный вид спорта и проведения досуга. Однако не все занимаются им профессионально. Хотя даже хороший любитель знает, как правильно выбрать седло и как правильно ухаживать за животным. Само седло не является неотъемлемой частью сбруи для езды на лошади. Но оно все же делает поездку более комфортной и безопасной.

Описание и строение

Человечество давно контактирует с лошадьми, в том числе используя их в качестве транспортного средства. Поэтому седло довольно старинное устройство, возникшее в далеком прошлом. Первые из них были в виде накидки, покрывала или шкуры, которые закреплялись веревкой вокруг грудной клетки лошади. С тех пор прошло уже достаточно времени, однако седла для верховой езды делают все по тому же принципу, фиксируя их вокруг груди животного.

Седло считают важной частью сбруи лошади. Вне зависимости от вида существуют общие принципы конструкции этого приспособления для верховой езды.

В нем выделяют такие части:

  • луки (передняя и задняя);
  • само сиденье;
  • основание (ленчик);
  • крылья (фендер);
  • стремена;
  • шнеллер;
  • подпруга;
  • подушка;
  • потник (вальтрап);
  • ремни фиксации (путлища, мартингал, приструга);
  • подпресье.
Читайте также:  Жидкие цветочные удобрения для аквариумных растений

Основание (ленчик) выполняется из плотного материала и представляет собой некий каркас, к которому крепятся остальные части седла. В качестве сырья для него может выступать гибкий пластик или прочная древесина. Луками называют приподнятые края седла, точнее, их изгибы. Крыло выполняет защитную роль, предохраняя ноги наездника от трения о ремни.

Также на этой части часто выполняются различные декоративные элементы.

Стремена представляют собой металлические петли, которые служат опорой ступням, а также с их помощью всадник может сесть в седло. Ремни служат для фиксации седла или его частей к корпусу животного. Некоторые из них профилактируют соскальзывание сбруи, другие ограничивают определенные движения лошади (например, подъем головы). Потник представляет собой специальную подкладку (ткань или подстилку), которую располагают под седлом для защиты кожи лошади.

Разновидности

Лошади бывают разные, как и наездники, поэтому и вариантов сбруи большое количество. Можно выделить несколько основных групп седел. Это военные, имеющие узкую специализацию, и спортивное типы изделий.

  • Охотничье седло. Этот вид позволяет ездоку держать ровной спину и отлично чувствовать под собой лошадь. Оно не имеет точек соприкосновения с холкой, поэтому доставляет меньше неудобств животному. Вес такого седла в среднем составляет около 10 кг.

  • Универсальное прогулочное седло. Подходит для комфортных спокойных поездок, сочетая в себе признаки седел для прыжков и езды. А также оно имеет сравнительно небольшой вес – около 5 кг. По внешнему виду является классической конструкцией. Такой тип седла отлично подойдет и для начинающих наездников.

  • К военным относят: казачье, кавалерийское и офицерское седла.

Казачье сконструировано таким образом, что позволяет всаднику во время битвы вставать. Для этого используются дополнительные элементы. Это подушка, крылья, ленчик или арчак. А также в данном типе предусмотрено наличие ручки или рукояти. Они служат для того, чтобы за них держался всадник. Но могут и отсутствовать.

Кавалерийское было сконструировано для того, чтобы человек мог долгое время проводить на лошади в поездке. Каркас изготавливается из прочных материалов (например, древесина или сталь). Такое основание позволяет продлить срок службы изделия, правильно распределить нагрузку на спину лошади. Дополнительным преимуществом является наличие специальных креплений, раньше предназначавшихся для оружия.

Офицерская или варшавская конструкция сейчас наиболее часто используется во время парадов, в конной полиции, во время длительных переходов, пробегов, полевых учений.

Оно оснащено дополнительными фиксаторами для оружия и других вещей. Сама конструкция позволяет равномерно распределять нагрузку. Имеет средний вес (10-12 кг).

Монгольское седло имеет свои особенности. Так, например, при его изготовлении учитывается половая принадлежность наездника, его возраст, положение в обществе и назначение изделия (повседневное или праздничное). Еще одной деталью является наличие разнообразных украшений. Это могут быть узоры, вставки дорогих металлов, различные цветовые подборки.

Кроме того, есть и особенности строения. Передняя лука немного выше задней. Стремена делают большими и круглыми. Путлища обычно короткие и плетеные, при этом их пряжка не прячется под седло, а направлена вниз к стременам. Само изделие обычно кладут поверх на войлок или отрез другой плотной ткани, после чего фиксируется двумя ремнями (подпруга).

Существуют различные технологии, которые используются в изготовлении монгольских седел.

Так, например, мозаичные костные картины или филигранные эмали, использование дорогих металлов наравне с железом и сплавами. А также были выделены специальные группы национальных символов для украшения – «Благосостояние», «Развитие выше и выше» и так далее.

Дамское (женское) седло было предложено и сконструировано еще в эпоху средневековья – в XIV веке. Это связано с тем, что наряды женщин того времени не позволяли совершать активные движения на лошади, да и просто не помещались в обыкновенное мужское седло. Кроме того, мужской вариант изделия для дамы считался неуместным и даже неприличным. Поэтому было предложено элегантное женское седло, оно предполагало и специальную посадку. Одну ногу ставили в стремя, а другую оставляли на луке седла.

Постепенно одежда женщин претерпевала изменения, вплоть до появления штанов и брюк. Это позволило использовать и мужское седло. Поэтому в XX веке женскую конструкцию практически перестали использовать. Однако в наше время оно вновь «вышло в свет». Их используют на показах и соревнованиях.

Черкесское (кабардинское) седло относится к легкому типу. Основными моментами является то, что оно является довольно высоким и не лежит на спине животного. Конструкция опирается на лошадь лишь седельными полками, расположенными параллельно друг другу. Это позволяет уменьшить травмирование животного.

Передняя лука – узкая и высокая – имеет закругленный верхний конец и располагается под прямым углом к самому седлу. Задняя широкая лука отгибается назад и также закруглена. Такое седло можно считать военным, поскольку черкесы использовали их в своих военных действиях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector